Персона

Светлана Михаленко: Я создаю истории

Светлана Михаленко – тюменский дизайнер одежды, девушка, покорившая своими коллекциями одежды не только российскую публику, но и мастеров из лона моды – из Италии, поделилась с читателями «EGOjournal» опытом профессионала, который каждый из нас может применить на практике, тем самым не сесть в «fashion лужу» этой весной.


Светлана, как так вышло, что ты стала дизайнером одежды, хотя училась на инженерной специальности?

Не было скачка из инженерной профессии в творческую, все шло параллельно. Когда я закончила одиннадцатый класс и сказала, что буду дизайнером, что я себя там вижу, что реализуюсь, что я чувствую свой потенциал в выбранном деле, родители сказали: «Мы живем в Сибири, какой дизайн?! Давай-ка ты будешь инженером?». Вероятно, когда у меня будут свои дети, то я тоже буду направлять их в более серьезное русло. Так я и закончила инженерную специальность с красным дипломом, не бросая страстно любимое дело.

Расскажи о себе, как о дизайнере. Какая ты?

Есть два типа дизайнеров: кто-то приходит из швейного дела к дизайну, то есть сначала конструирует простые вещи, потом к выкройке добавляет какие-то определенные линии, некоторые детали – совершенствует и получает дизайнерское решение методом плоского или объемного кроя. А я художник. И те, кто вышел из художников, сначала на бумаге придумывают, работают с материалом, работают с формой и силуэтом и, таким образом, создают задуманное. Все, что меня окружает, рассказывает мне историю: слушаю музыку - она мне рассказывает о себе. Я вижу цвет музыки, я вижу формы, которые она мне подсказывает. То есть вдохновением для меня является все, что угодно. Некоторые представители творческих профессий говорят, что у них, к примеру, украли идею. А у меня такого не бывает, потому что идея возникает спонтанно, она лежит на поверхности. Например, вижу шторы и тут же придумываю платье, приходит в голову история, возникает в воображении место, где будет проводиться съемка, уже слышу музыку, которая должна звучать на показе. Все очень комплексно!

Я двенадцать лет была в спорте, да еще и в очень красивом – бальных танцах, поэтому для меня очень важна сценическая составляющая. Музыка, одежда и подача – для меня три неделимых компонента. Первые мои коллекции были очень театральными. То есть я сначала не шорты и майки шила, а потом на платья перешла. Нет, я сразу создавала нереальные платья, притом моя первая коллекция была в каком-то абсолютно нуарном стиле, что для меня такой веселой и общительной, в принципе, несвойственно. На том показе модели ходили по подиуму под звуки живой скрипки.

Потом я стала приходить к тому, что более выгодная почва - это коммерческая мода: коктейльные платья, повседневные комплекты, которые вместе с тем нарядные, передающие историю и настроение. Никак иначе, кроме как собственным опытом, ты не сможешь себя развить. Смотреть картинки в «Vogue» и думать, что я могу так же – мало. Надо пробовать, ошибаться.

Я принципиально не покупаю модные журналы, у меня нет «Fashion TV» дома, я не сижу на модных сайтах, потому что мне это не надо. Необходимую информацию о тенденциях я получаю на  специальных тренд - семинарах, а свое творчество нужно черпать из классического искусства, а не из глянца. Сходил в оперу – создал своего Мефистофеля. Нужно путешествовать, нужно смотреть, изучать языки, свое время проводить не в клубах, а по выставкам ходить, нужно читать. Ищите себя глубже!

Что ты приобрела после участия в региональном финале IX международного конкурса молодых дизайнеров «Русский Силуэт»?

Огромный опыт! Столько сил, труда, времени и денег, сколько отняла у меня «Жизнь в розовом цвете» - моя коллекция, занявшая гран-при, не забирала ни одна другая коллекция. Потому что там было сорок единиц одежды, на показ в Тюмени мы выбрали десять, а на показ в Москве было отобрано всего пять комплектов. Это решение, конечно, далось непросто. Было тяжело, и физически, и морально. Но, прежде всего, это был новый уровень для меня. Вот, к примеру, Елена Исинбаева прыгает с шестом и каждый раз улучшает свой рекорд на сантиметр, так и я: на сантиметр, на этап продвигаюсь вперед. Каждая моя коллекция – новый виток моего творчества. И здорово, когда этот виток качественнее предыдущего.

Какие впечатления у тебя остались после финала «Русского силуэта» в Москве в Гостином дворе?

Тех целей, которые мы преследовали: засветиться и произвести впечатление, которое не сможет произвести ни один другой дизайнер в силу разных причин – мы достигли. Пресса от нас не отходила. Мы придумали и воплотили там сказку: балерины, маленькие шоколадные розовые пуанты в качестве визиток, живые тропические бабочки. Вообще, впечатления у меня только положительные, потому что я не ехала за победой. Если в тюменском «Русском силуэте» для меня не существовало другого результата, кроме гран-при, то для столицы я адекватно оценивала свои шансы, потому что Москва не сразу строилась и не сразу покорялась. С первого раза приехать и выиграть вряд ли возможно. Но я дважды в одну реку входить не люблю, поэтому второй раз не планирую участвовать в этом конкурсе. Это был этап, и он завершился. Завершился с лучшим результатом из всех возможных для меня.

Ты часто бываешь на различных курсах и стажировках в Европе. Расскажи, как там оценивают твои работы?

Когда училась летом во Флоренции, показав свою итоговую работу (брюки-тюльпаны, скроенные в один кусок), услышала в качестве рецензии тираду: «Ты монстр! Ты откуда такая? Говоришь, ты в России живешь?! Ты же  там один снег видишь! Ты что ешь, что ты так шьешь?!». Ну а конец был и вовсе феерический: «Вы представьте, что будет, если кормить ее морепродуктами?!» (В Италии отношение к еде очень трепетное, поэтому даже творческие способности напрямую зависят от еды). Я хотела остаться учиться в Италии: очень уж я люблю  местную модную кухню, но когда пришла с документами к руководству «Polimoda», мне сказали: «Не надо тебе это. Езжай в Россию, открывай свою марку. Ты состоявшийся дизайнер».

Посоветуй нашим читателям, с чего стоит начать, если чувствуешь тягу к дизайну?

Вообще, творчество очень облагораживает, поэтому я всем советую, у кого есть какие-то сезонные депрессии или серые будни, садиться и творить. Ведь это исконно женское занятие. И вот такие home-made истории, в конечном итоге, к чему-нибудь да приведут. Если есть желание заниматься дизайном, то попробуйте, к примеру, подобрать новые шторы или обои, переставить мебель, выкрасить потолок в новый цвет. И подобными точечными приемами пробуйте свои силы, только так вы поймете, ваше это или нет. Главное – пробовать!

Ты шьешь, и для мужчин, и для женщин, и даже для собак. Также ты создаешь аксессуары. Что из этого тебе больше всего нравится делать?

Женское платье. Как показывает практика,  даже когда я пытаюсь сделать повседневное платье, оно все равно состоит из нескольких сложных фактур. Платья – это то, где мои возможности безграничны.

Для кого ты шьешь? Какая она, твоя клиентка?

Думающая. Можно иметь параметры 90-60-90 и абсолютно пустой взгляд. А можно хотеть чего-то большего, например, выиграть олимпиаду. Женщина должна знать, чего она хочет, должна понимать, к чему она стремиться, чтобы были идеалы и внутренняя гармония. Главное, чтобы не было пустоты: с ней всегда тяжело. Она не дает ничего взамен. Любой творческий процесс – всегда кооперация: обмен энергетикой, мыслями, идеями и чувствами. А когда получается игра в одни ворота, то даже самое красивое платье не будет блистать.

Как ты считаешь, политические, социальные, экологические и экономические проблемы в мире отражаются на тенденциях и веяниях моды или нет?

Это всегда влияет, одно без другого не существует. Мода - это самое чистое зеркало истории. Мини юбки были созданы во времена сексуальной революции. Застежка - молния вошла в моду после полета человека в космос. Социальные движения, преобразования, политическая обстановка - это всегда отражается на моде. Есть какие-то волнения - будут коллекции millitary.  Хотя, с другой стороны, делать ярко выраженные эмоциональные коллекции тоже не стоит, потому что людям в этом жить и рассказывать свою собственную историю.

Ты собираешься уехать в Москву, а после нее есть в планах еще поменять свое географическое местонахождение?

До Москвы поеду в Европу. Но я очень люблю Россию, поэтому вернусь.

Твоя профессиональная мечта.

Как и у всех – магазины. Чтобы носили мою одежду, чтобы любили ее, были в ней счастливы, чтобы выходили замуж, гуляли с детьми,  ходили в ней на собеседование работы своей мечты. К этому каждый дизайнер стремится: радовать своих клиентов. Посмотрим, что в итоге получится. Не надо мечтать, надо планировать!

Must - have сезона весна – лето 2012.

Думаю, что бирюзовый будет на волне и желтый. То есть яркие цвета будут в моде. Некий калифорнийский флер в одежде будет тоже очень актуальным: девушки-серферы в ярких шортах и очках на пол лица - конечно, эту тенденцию стоит  переработать для использования в городских условиях. Не бойтесь цвета, ведь не зря психологи придумали цветотерапию.  Используйте яркие краски хотя бы точечно.

Где можно приобрести твои творения?

Я за персональный подход к клиенту. Если клиент хочет какой-то определенный комплект из коллекции - нет проблем, снимаем мерки и шьем. В ходе производства можно скорректировать некоторые детали, которые помогут скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Что касается свадебной и вечерней моды, в этом случае персональный подход к клиенту достигает своего апогея: разработка модели производится полностью на базе пожеланий  заказчика.

Что ты сама любишь носить?

Я аскет по своей природе. Очень люблю джинсы, майки, кеды. Во мне уживаются две крайности: либо я вся в кружевах, заплетаю косы, закалываю в волосы цветы, либо я ношу повседневную одежду, которая позволяет мне активно работать, не стесняет в движениях.

Что ни в коем случае нельзя носить?

Не надевайте красную лаковую обувь, не покупайте красную лаковую сумку с золотыми пряжками, красную вязаную шапку и не делайте из этого комплект. Я вас умоляю, не наращивайте ногти и не вставляйте стразы в зубы. Не выщипывайте с фанатизмом брови, не увлекайтесь солярием. Если вы что-то открываете, то открывайте что-то одно: либо вы обнажаете руки, либо зону декольте, либо ноги. Не носите светоотражающие колготки с босоножками. Не увлекайтесь доделкой: рваные джинсы в январе, перегруженные стразами брюки, варенки – все это давно не в моде.

В чем твоя отличительная черта, как дизайнера одежды? В чем твой подчерк?

Работа с текстилем: я люблю на фрагменты дробить платья и костюмы, потому что, по мне, это скучно, когда, и лиф, и юбка, и рукава сделаны из одного материала. У моих глаз есть отличительная особенность: идеальная цветовая память. Из тысячи цветов я могу найти нужный, поэтому мне очень легко подбирать большое количество фактур и рисунков, не выходя при этом за границы одного оттенка. Ну и еще я часто практикую оборки – это, и очевидное наследие бальных танцев,  и мое, типично девичье, стремление к романтике.

Фотографии из личного архива Светланы Михаленко

Автор: Александра Цурикова, 15.03.2012
Теги: модельеры тюмени
КОММЕНТАРИИ (5)
  • Написал Елена, 28.04.2013, 08:14 (9 лет назад)

    Все, что написано Вами о создаваемых моделях очень близко мне. Я хотела бы сшить у Вас вечернее платье. Как можно с Вами связаться?

  • Написал Катя, 16.03.2012, 09:38 (11 лет назад)

    Жалко, что работы Светланы не продаются в магазинах, как других тюменских дизайнеров

  • Написал Евгения Зюлина, 15.03.2012, 21:32 (11 лет назад)

    Света, действительно очень творческая женщина! Ей можно пожелать только новых идей и творческих побед!

  • Написал Ярославна, 15.03.2012, 21:18 (11 лет назад)

    как интересно люди приходят к своему призванию..)
    вдохновляет на поиск своего места..своего творчества..

  • Написал Саша, 15.03.2012, 21:18 (11 лет назад)

    Светлана невероятно яркая, красивая, умная, целеустремленная девушка, у которой многому стоит поучиться! Беру с нее пример и вам советую!

КОММЕНТАРИИ ВКОНТАКТЕ
EGO В СОЦ СЕТЯХ
ПАРТНЕРЫ